Часть 1
В Лондоне есть музей ювелирного искусства «Альба Виктория». Его экспозиция удивляет россиянина непривычна подходом к диалектике ювелирного дизайна. Надо различать ювелирные драгоценности и ювелирные украшения. Надо понимать, что наиглавнейшими заказчиками драгоценных украшений были и есть власть и деньги. Именно их вкус и возможности диктовали и диктуют ювелирную моду. Знаменитые «Яйца» К. Фаберже не что иное, как ежегодный заказ Самодержца на пасху чадам своим. Основными потребителями ювелирных украшений являются женщины, но владельцами ювелирных драгоценностей, возведенных в ранг «фамильных», чаще бывают мужчины. Щедрость и доверие все же имеют предел. Порой от капризного вкуса безвкусной леди происходит взлет невзыскательных брендов.
Дизайн накрепко привязан к культурным традициям. Магараджи востока обожали во всем изобилие цветных драгоценных камней и в наши дни восточный дизайн массовых ювелирных изделий повторяет в миниатюре непревзойденную роскошь всевластных правителей. Зачастую «просвещенные» западные покупатели «фыркают» на изделия из Таиланда, Индии и других восточных стран, как на изделия дурного вкуса. Это неверно. Ювелирные изделия восточных стран как никакие другие верны тысячелетним традициям и являются уменьшенными копиями истинных сокровищ. Западным драгоценным украшениям, в отличие от восточных, присущ лаконизм оправы в угоду центральному камню, который является не столько центром законченного произведения искусства, сколько самым-самым дорогущим элементом изделия. Собственно говоря, для центрального камня создается из всего остального достойное обрамление, предназначенное подчеркнуть его достоинства – природную уникальность и красоту.
Производители массовых ювелирных украшений повторяли и повторяют дизайн драгоценностей с той лишь разницей, что заменяют несравненные камни на них в сотни и тысячи раз более дешевые подобия. Для российских ювелирных дизайнеров, как впрочем, и для других, приоритетным является использование орнаментов из природы и исторического прошлого. Хитроумные сплетения из колосков, листочков, цветочков бесконечны и безвременны. Западный покупатель отказывается понимать красоту золото-брильянтовых цветочков и травинок, столь привычных нашему взгляду. Форма российских олимпийцев, который уже год украшена буйством хохломской росписи. Западу третьего тысячелетия это ничего кроме национальной невнятной архаичности не говорит. На шею каждому российскому «делегату» не повесишь же табличку о многовековой традиции одной из русских деревень.
Не менее предопределен цвет используемых камней. Это в наипервейшую очередь связано с религиозными цветовыми предпочтениями. Россия, как нигде, привержена изумрудам и прочей «зелени». Ислам всегда рад огненным рубинам. Но!!! Это лишь традиция, которая отражение массового приоритета и, в свою очередь, создающая массовый спрос!
Авангардный дизайн, как правило, присущ изделиям из относительно недорогих материалов. Мода на «острые» авангардные изделия проходит быстро, а уникальные камни живут, практически вечно, поэтому их обрамляют в столь же «вечном» классическом стиле. Художники ювелиры, в отличие от своих коллег, дизайнеров прикладного искусства, находятся в более сложном положении, в творческом плане. Для изготовления, например ювелирного кольца, можно использовать максимум двадцать пять граммов материала, около одного кубического сантиметра золота. Очевидно, количество вариаций формы изделий из такого ничтожно малого количества материала ограничено. Коммерческие изделия массового спроса делают весом около одного грамма! Уж, о каком дизайнерском творчестве может идти речь!? Есть американская энциклопедия, где собраны практически все известные варианты оправы для камней и «бескаменных» ювелирных изделий.
Очень важно! Дизайн в стоимости изделия составляет не более 10%.
В Лондоне есть музей ювелирного искусства «Альба Виктория». Его экспозиция удивляет россиянина непривычна подходом к диалектике ювелирного дизайна. Надо различать ювелирные драгоценности и ювелирные украшения. Надо понимать, что наиглавнейшими заказчиками драгоценных украшений были и есть власть и деньги. Именно их вкус и возможности диктовали и диктуют ювелирную моду. Знаменитые «Яйца» К. Фаберже не что иное, как ежегодный заказ Самодержца на пасху чадам своим. Основными потребителями ювелирных украшений являются женщины, но владельцами ювелирных драгоценностей, возведенных в ранг «фамильных», чаще бывают мужчины. Щедрость и доверие все же имеют предел. Порой от капризного вкуса безвкусной леди происходит взлет невзыскательных брендов.
Дизайн накрепко привязан к культурным традициям. Магараджи востока обожали во всем изобилие цветных драгоценных камней и в наши дни восточный дизайн массовых ювелирных изделий повторяет в миниатюре непревзойденную роскошь всевластных правителей. Зачастую «просвещенные» западные покупатели «фыркают» на изделия из Таиланда, Индии и других восточных стран, как на изделия дурного вкуса. Это неверно. Ювелирные изделия восточных стран как никакие другие верны тысячелетним традициям и являются уменьшенными копиями истинных сокровищ. Западным драгоценным украшениям, в отличие от восточных, присущ лаконизм оправы в угоду центральному камню, который является не столько центром законченного произведения искусства, сколько самым-самым дорогущим элементом изделия. Собственно говоря, для центрального камня создается из всего остального достойное обрамление, предназначенное подчеркнуть его достоинства – природную уникальность и красоту.
Производители массовых ювелирных украшений повторяли и повторяют дизайн драгоценностей с той лишь разницей, что заменяют несравненные камни на них в сотни и тысячи раз более дешевые подобия. Для российских ювелирных дизайнеров, как впрочем, и для других, приоритетным является использование орнаментов из природы и исторического прошлого. Хитроумные сплетения из колосков, листочков, цветочков бесконечны и безвременны. Западный покупатель отказывается понимать красоту золото-брильянтовых цветочков и травинок, столь привычных нашему взгляду. Форма российских олимпийцев, который уже год украшена буйством хохломской росписи. Западу третьего тысячелетия это ничего кроме национальной невнятной архаичности не говорит. На шею каждому российскому «делегату» не повесишь же табличку о многовековой традиции одной из русских деревень.
Не менее предопределен цвет используемых камней. Это в наипервейшую очередь связано с религиозными цветовыми предпочтениями. Россия, как нигде, привержена изумрудам и прочей «зелени». Ислам всегда рад огненным рубинам. Но!!! Это лишь традиция, которая отражение массового приоритета и, в свою очередь, создающая массовый спрос!
Авангардный дизайн, как правило, присущ изделиям из относительно недорогих материалов. Мода на «острые» авангардные изделия проходит быстро, а уникальные камни живут, практически вечно, поэтому их обрамляют в столь же «вечном» классическом стиле. Художники ювелиры, в отличие от своих коллег, дизайнеров прикладного искусства, находятся в более сложном положении, в творческом плане. Для изготовления, например ювелирного кольца, можно использовать максимум двадцать пять граммов материала, около одного кубического сантиметра золота. Очевидно, количество вариаций формы изделий из такого ничтожно малого количества материала ограничено. Коммерческие изделия массового спроса делают весом около одного грамма! Уж, о каком дизайнерском творчестве может идти речь!? Есть американская энциклопедия, где собраны практически все известные варианты оправы для камней и «бескаменных» ювелирных изделий.
Очень важно! Дизайн в стоимости изделия составляет не более 10%.